Мнимый доктор и его речевая маска в произведениях А.П.Чехова и в русской юмористике конца XIX в.

Аннотация

Рассматривается фигура мнимого доктора в массовой юмористике конца позапрошлого века и в раннем творчестве Чехова. Целью является выявление новатор-ства Чехова-юмориста, которое проявляется на фоне произведений его коллег. Научная новизна работы связана с уточнением определения ключевого понятия «речевая маска в литературе». Она трактуется как диалогизированный гибрид двух языков – органично присущего герою и присваемого им чужого. За счет их интерференции рождается сме-ховой эффект. Современники Чехова (Лейкин, Амфитеатров, Щеглов) создавали в сво-их произведениях непритязательные комические ситуации. Авторские интенции в них ограничивались задачей позабавить читателя, отвлечь его от будничных забот. Чехов занимает двойственную позицию по отношению к массовой юмористике. С одной сто-роны, он должен был учитывать ее требования, чтобы опубликовать свои рассказы в журналах. Вместе с тем Чехов преодолевает существующие шаблоны и стереотипы за счет усложнения работы с речевой маской героя. Писатель не только развлекает чи-тателя, но еще и создает картины провинциальных нравов, а также характеристики раз-личных социальных типов. Образ доктора в зрелых произведениях Чехова отличается амбивалентностью, он опосредованно связан с фигурой мнимого доктора из его юмо-ристических произведений

Список литературы

Амфитеатров А.В. Как нас лечат // Будильник 1886. № 32. С. 377–379.

Богданов К.А. Врачи, пациенты, читатели: патографические тексты русской культуры XVIII–XIX веков. М.: ОГИ, 2005. 504 с.

Борткевич В.О. Фельдшера и фельдшеризм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1902. Т. XXXV. С. 442–443.

Введенский Арс. Современные литературные деятели. Николай Александрович Лейкин // Исторический вестник. 1890. Т. XL. С. 634–643.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 томах. М.: Русский язык, 1989. Т. 1. 699 с.


Кубасов А.В. Гендерлект в драматическом этюде Чехова «Ночь перед судом» // Ураль-ский филологический вестник. Русская классика: динамика художественных си-стем. 2018. № 4. С. 77–87.

Кукс А.В. Конструирование речевой маски в игровом дискурсе: автореф. дис. … канд. филол. наук. Томск, 2010. 22 с.

Лейкин Н.А. Два доктора // Гуси лапчатые / Н.А. Лейкин. СПб.: Тип. д-ра Хана, 1881. С. 195–199.

Лотман Ю.М. Речевая маска Слюняя // Вторичные моделирующие системы / отв. ред. Ю.М. Лотман. Тарту: ТГУ, 1979. С. 88–90.


Чеботникова Т.А. Речевое поведение личности в дискурсе художественного произве-дения: роли, маски, образы. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2011. 299 с.


Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 томах. М.: Наука, 1974–1983.

Шпильман М.В. Коммуникативная стратегия «речевая маска» (на материале произведе-ний А. и Б. Стругацких): автореф. дис. … канд. филол. наук. Новосибирск, 2006. 23 с.

Щеглов И. Доктор принимает // Веселый театр / И. Щеглов. СПб.: Изд-во А.С. Сувори-на, 1901. С. 194–233.

Coulmas F. Identity in literature. New York: Oxford University Press, 2019. 152 p.

Mangold M. Chekhov’s environmental psychology: medicine and the early stories // Slavic Review. 2020. Vol. 79. No 4. Pp. 709–730. https://doi.org/10.1017/slr.2021.8

Серия
Литературоведение. Журналистика
Год
2023
Том
28
Номер
3
Библиографическое описание

Кубасов А.В. Мнимый доктор и его речевая маска в произведениях А.П. Чехова и в русской юмористике конца ХIХ в. // Вестник Российского университе-та дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2023. Т. 28. № 3. С. 000–000. http://doi.org/10.22363/2312-9220-2023-28-3-