О проекте

Задачи и участники проекта

Вплоть до настоящего времени данной теме едва ли не в большей мере уделялось внимание в западной, чем в отечественной славистике (см., например: Merten S. Die Entstehung des Realismus aus der Poetik der Medizin: Die russische Literatur der 40er bis 60er Jahre des 19. Jahrhunderts. Wiesbaden, 2003; Николози, Риккардо. Вырождение. Литература и психиатрия в русской культуре конца XIX века. Пер. с немецкого. М., 2019). 

    При этом большинство российских исследований выполнено в сходной, преимущественно культурно-антропологической и историко-психоаналитической методологии (Богданов К. А. Врачи, пациенты, читатели: патографические тексты русской культуры XYIII – XIX веков. М., 2005; Русская литература и медицина: тело, предписания, социальная практика. М., 2006; Сироткина И. Е.  Классики и психиатры: психиатрия в российской культуре конца XIX начала ХХ века. М., 2009). 

    Впрочем, предпринимались также как общие, так и частные изыскания на эту тему с позиций истории медицины (см., например: Frieden N.M. Russian Physicians in the Era of Reform and Revolution, 1856-1905. Princeton, 1981; Карташов В. С. Российские врачи в окружении А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя. М., 2017 и мн. др.). Между тем «пересечения» западноевропейских литератур с медициной были предметом исследований и другого рода (см.: Literature and Medicine // Companion Encyclopedia of the History of Medicine / Ed. by W.F.Bynum. London, 1988; Engelhardt D. Medizin in der Literatur der Neuzeit. Hürtgenwald, 1991-2000. Bd. I-II). 

Значимость и актуальность заявленной темы определяется не только ее недостаточной изученностью, историко-литературными и историко-культурными параметрами, но также и современными вызовами, с которыми столкнулось человечество. Сегодня это, конечно же, охватившая почти весь мир пандемия коронавирусной инфекции. 

Именно сам феномен «пандемического сознания» и его отражения в современной литературе станет в проекте объектом научного анализа – как и рефлексия писателей предыдущих эпох («эпидемический дискурс») по поводу пандемических угроз прошлого: чумы, холеры, тифа, испанки, оспы. В этом последнем аспекте важны свидетельства современников, зафиксированные в эго-документах – переписке, дневниках, записных книжках, что предполагает в том числе специальное изучение особых библиотечных фондов, архивных материалов и публикацию их материалов. 

Весь опыт русской истории и культуры XIX – XX веков показывает, что эпидемия – это суровое испытание, порой, увы, не менее суровое, чем война. А как проходить через такие испытания, нас как раз и учат наши классики. Не случайно главная тема русской классики – от Пушкина и Достоевского до Булгакова и Пастернака – спасение человека и его духовное возрождение. Так что в этом отношении и современная русская литература в своих лучших проявлениях не может обойтись без опыта старой и новой русской классики. 

Вот почему проект, в котором акцент сделан на сопоставлении прошлого и настоящего, – того, как связанные со здоровьем проблемы русского общества обретали свое воплощение в русской классике, и какими они предстают сегодня, – может помочь в осмыслении современной ситуации в России.

Реализация проекта предусматривает публикации разного рода: аналитические статьи литературоведческого характера, культурно-антропологические этюды о писателях, историко-биографические материалы и эссе, публикации рукописного наследия, публикации малоизвестных мемуаров, материалы из книжных собраний и писательских библиотек, литературно-критические статьи и рецензии, электронные антологии «медицинского текста» отдельных русских писателей-врачей, библиографические материалы и др.

Проект реализуется при поддержке Российского научного фонда (№ 21-18-00481) и осуществляется в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Руководитель – ведущий научный сотрудник ИРЛИ РАН, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор филологических наук Сергей Акимович Кибальник.

 

Состав научного коллектива

Исследователи:

Грякалова Наталия Юрьевна, главный научный сотрудник ИРЛИ РАН, профессор, доктор филологических наук, руководитель Группы по изучению творчества А. А. Блока.

Захаров Владимир Николаевич, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой классической филологии, русской литературы и журналистики Петрозаводского государственного университета, Почетный Президент Международного Общества Ф. М. Достоевского.

Кубасов Александр Васильевич, доктор филологических наук, заведующий кафедрой теории и методики обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, Уральский государственный педагогический университет, 

Шаулов Сергей Сергеевич, кандидат филологических наук, заведующий отделом «Дом-музей М. Ю. Лермонтова» Государственного музея истории российской литературы им. В. И. Даля. 

Александров Александр Сергеевич, научный сотрудник ИРЛИ РАН, кандидат филологических наук.

Оробий Сергей Павлович, кандидат филологических наук, доцент, Благовещенский государственный педагогический университет, 

Димитриев Виктор Михайлович, младший научный сотрудник ИРЛИ РАН, старший преподаватель НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург), кандидат филологических наук.   

Кравчук Игорь Александрович, выпускник аспирантуры СПбГУ, ИРЛИ РАН (Пушкинский дом), младший научный сотрудник.

    Библиограф проекта: Л.А.Тимофеева.

Разработчик сайта:

Мбого Гали-Кетема, инженер-программист «Санкт-Петербургского Института национального университета информационных технологий, механики и оптики».