Что, кого и как лечил доктор Крупов Герцена?

Аннотация

Русская литература сравнительно поздно обратила внима ние на социальный тип врача. В романах первой половины XIX века постепенно появляются безымянные доктора медицины, которые, как правило, предстают эпизодическими лицами без характеров. С ними приятно общаться как с образованными и умными людьми, при необхо димости к ним можно обратиться за медицинской помощью. Одним из тех, кто дал своим героям врачам имя и лицо, был А. И. Герцен. Его про изведения о докторе Крупове стали развитием медицинской темы в рус ской и европейской литературе. Они преемственно связаны с «Фаустом» Гете и «Героем нашего времени» Лермонтова. Как Фауст, доктор Крупов — философ, ставящий мировые вопросы, как Вернер — идеолог, скептик, резонер и материалист. Теория Крупова о том, что мир безумен, все психически больны, нужно лечить общество, а не пациентов, на самом деле не столь однозначна, как она выглядит, если верить суждениям са мого героя и критиков, писавших о повести Герцена. Двойственность отношения автора к теории Крупова придает тексту амбивалентность, игровой характер. Противоречия политических идей и невозможность их исполнения преодолеваются в произведениях Герцена о докторе Кру пове литературными средствами: иронией, сатирой, пародией. В лечении социальных болезней литература для Герцена оказалась предпочтитель нее медицины.

Abstract.

The Russian literature was relatively late in heeding attention to the social type of the doctor. Nameless medical doctors gradually appear in the novels of the first half of the 19th century, typically as episodic persons without characters. They are educated and intelligent people, thus pleasant to communicate with, and if necessary, medical help can be obtained from them. One of those who endowed their doctor heroes with names and human characters was A. I. Herzen. His works about Dr. Krupov fostered the subject of medicine in Russian and European literature. They are the legacy of Goethe’s Faust and Lermontov’s A Hero of Our Time. Like Faust, Dr. Krupov is a philosopher who poses global questions, and like Werner, he is an ideologist, a skeptic, a reasoner and a materialist. Krupov’s theory that the world is insane, everyone is mentally ill, and the society, rather than patients, needs to be treated is actually not as unambiguous as it seems, if you believe the opinions of the character himself and the critics who wrote about Herzen’s story. The uncertainty of the author’s attitude to Krupov’s theory endows the text with ambivalence, a certain playfulness. Contradictions of political ideas and the impossibility of their execution are overcome in Herzen’s works about Dr. Krupov by literary means, such as irony, satire, parody. Herzen came to favor literature over medicine in treatment of social diseases.

Список литературы

1. Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года // Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: в 13 т. М.: АН СССР, 1956. Т. 10. С. 279–359.

2. Захаров В. Н. Поэтика безумия у Пушкина, Гоголя, Достоевского (полемические заметки) // Проблемы исторической поэтики. 2021. Т. 19. № 2. С. 92–106 [Электронный ресурс]. URL: https://poetica.pro/files/ redaktor_pdf/1621013677.pdf (27.05.2021). DOI: 10.15393/j9.art.2021.9642

3. Мотеюнайте И. В. Зачем нужен юродивый Герцену и Гл. Успенскому: на материале рассказов «Доктор Крупов» и «Парамон Юродивый (из детских воспоминаний одного “пропащего”)» // Грехнёвские чтения. Сборник научных трудов. Нижний Новгород, 2006. С. 9–15.

4. Порецкий А. У. Обзор современных вопросов // Время. 1861. № 4. С. 41–72. What, Who and How Did Herzen’s Dr. Krupov Treat? 329

5. Созина Е. К. Мифология, идеология и мистификация в повести А. Гер- цена «Aphorismata» // Архетипические структуры художественного сознания. Екатеринбург, 2001. Вып. 2. С. 14–23.

6. Страхов Н. Н. Борьба с Западом в нашей литературе: исторические и критические очерки. СПб.: тип. С. Добродеева, 1882. Кн. 1. XII, 362 с.

7. Туниманов В. А. А. И. Герцен и русская общественно-литературная мысль XIX в. СПб.: Наука, 1994. 226 с.

References

1. Belinskiy V. G. A Look at Russian Literature of 1847. In: Belinskiy V. G. Polnoe sobranie sochineniy: v 13 tomakh [Belinsky V. G. The Complete Works: in 13 Vols]. Moscow, The Academy of Sciences of the USSR Publ., 1956, vol. 10, pp. 279–359. (In Russ.)

2. Zakharov V. N. The Poetics of Madness in Pushkin, Gogol, Dostoevsky (Polemic Notes). In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics], 2021, vol. 19, no. 2, pp. 92–106. Available at: https://poetica.pro/ files/redaktor_pdf/1621013677.pdf (accessed May 27, 2021). DOI: 10.15393/ j9.art.2021.9642

3. Moteyunayte I. V. Why Does Herzen and Gleb Uspensky Need a Holy Fool: Based on the Stories “Doctor Krupov” and «Paramon the Holy Fool (from the Childhood Memories of One “Lost”)». In: Grekhnevskie chteniya: sbornik nauchnykh trudov [Grekhnev Readings: Collection of Scientific Papers]. Nizhny Novgorod, 2006, pp. 9–15. (In Russ.)

4. Poretskiy A. U. Review of Contemporary Issues. In: Vremya, 1861, № 4, pp. 41–72. (In Russ.)

5. Sozina E. K. Mythology, Ideology and Mystification in the Story of A. Herzen “Aphorismata”. In: Arkhetipicheskie struktury khudozhestvennogo soznaniya [Archetypal Structures of Artistic Consciousness]. Екатеринбург, 2001, issue 2, pp. 14–23. (In Russ.)

6. Strakhov N. N. Bor’ba s Zapadom v nashey literature: istoricheskie i kriticheskie ocherki [The Struggle with the West in Our Literature: Historical and Critical Essays]. St. Petersburg, tipografiya S. Dobrodeeva Publ., 1882, book 1. 362 p. (In Russ.)

7. Tunimanov V. A. A. I. Gertsen i russkaya obshchestvenno-literaturnaya mysl’ XIX v. [A. I. Herzen and Russian Social and Literary Thought of the 19th Century]. St. Petersburg, Nauka Publ., 1994. 226 p. (In Russ.)

Год
2021
Том
19
Номер
4
Страницы
320-330
Библиографическое описание
Захаров В.Н. Что, кого и как лечил доктор Крупов Герцена? // Проблемы исторической поэтики. 2021. Т. 19. № 4. С. 320-330.
УДК
821.161.1.09“18”
DOI
0.15393/j9.art.2021.10302