Идея "вырождения" в поэтике и криптопоэтике А.П.Чехова

Аннотация

Теория «вырождения» приобрела актуальность в конце ХIХ века и пришла на русскую почву из Западной Европы. Там она была представлена именами, прежде всего, Чезаре Ломброзо и его популяризатором, автором книги «Вырождение», Максом Нордау, который иллюстрировал вырождение на материале творчества выдающихся представителей европейского искусства, в том числе Льва Толстого. Книга имеет шумный успех в России и обсуждалась в многочисленных журнальных рецензиях. Чехов принял участие в полемике в имплицитной форме. Зашифрованный отзыв писателя о модной теории вырождения обнаруживается в образе доктора Дорна. Это позволяет говорить об элементах криптопоэтики Чехова. Фамилия героя «Чайки» рассматривается как трансформа фамилии Нордау. Анализ поведения и речи Дорна позволяет утверждать, что с их помощью автор пьесы выражает свою позицию о «нервном веке» и связанными с ним утомлении и вырождении. Интертекстуально выраженная полемика Чехова с Нордау позволяет определить роль Дорна как скрытого трикстера, что созвучно с авторским определением «Чайки» как комедии.

 

Abstract.

The concept of “degeneration” is associated with the fin-de-siècle period and came to Russian soil from Western Europe. First and foremost, it was repreАsented there by Cesare Lombroso and his popularizer, the author of the book Degeneration, Max Nordau. The concept of degeneracy was studied by the scientist using the work of outstanding representatives of European art, including Leo Tolstoy. The book was a scandalous success in Russia and a subject of numerous magazine reviews. Chekhov implicitly participated in this polemic. The writer’s cryptic review of the fashionable problem of degeneracy can be seen in the image of Dr. Dorn, which allows to examine the elements of Chekhov’s cryptopoetics. The surname of this character in The Seagull is considered as a transformation of the surname Nordau. An analysis of Dorn’s behavior and speech suggests that the author of the play uses it to express his position regarding the “nervous age” and the fatigue and degeneration associated with it. The intertextually expressed polemic between Chekhov and Nordau allows to define the role of Dorn as a hidden trickster. This is an additional argumen

Список литературы
  1. Бочаров С. Г. О возможном сюжете: «Евгений Онегин» // Бочаров С. Г. Сюжеты русской литературы. М., 1999. С. 17–77.
  2. Захаров В. Н. Поэтика безумия у Пушкина, Гоголя, Достоевского (полемические заметки) // Проблемы исторической поэтики. 2021. Т. 19. № 2. С. 92–106 [Электронный ресурс]. URL: https://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1621013677.pdf (15.05.2021). DOI: 10.15393/j9.art.2021.9642
  3. Кибальник С. А. Чеховская «Попрыгунья» как криптопародия на «Мадам Бовари» // Известия российской академии наук. Серия литературы и языка. 2012. Т. 71. № 2. С. 52–57.
  4. Крейча О. «Обратите внимание…» (Фрагменты книги) / пер. с чешского Г. Коваленко // Чеховиана. Мелиховские труды и дни. М.: Наука, 1995. С. 133–153.
  5. Ларин С. А. Криптопоэтика русской литературы. Воронеж: Издат. дом ВГУ, 2019. 110 с.
  6. Николози Р. Вырождение: литература и психиатрия в русской культуре конца XIX века / авториз. пер. с нем. Н. Ставрогиной. М.: Новое литературное обозрение, 2019. 509 с.
  7. Рейфилд Д. Жизнь Антона Чехова / пер. с англ. О. Макаровой. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2014. 896 с.
  8. Одесская М. М. Ибсен, Стриндберг, Чехов в свете концепции вырождения Макса Нордау // Ибсен, Стриндберг, Чехов: сб. ст. М.: Изд-во РГГУ, 2007. С. 211–226.
  9. Greenslade W. Degeneration, Culture and the Novel: 1880–1940. Cambridge: Cambridge University Press. 1994. 372 р.

References

  1.  Bocharov S. G. About a Possible Plot: “Eugene Onegin”. In: Bocharov S. G. Syuzhety russkoy literatury [Bocharov S. G. Subjects of Russian Literature]. Moscow, Yazyki russkoy kul’tury Publ., 1999. pp. 17–77. (In Russ.)
  2. Zakharov V. N. The Poetics of Madness in Pushkin, Gogol, Dostoevsky (Polemic Notes). In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics], 2021, vol. 19, no. 2, pp. 92–106. Available at: https://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1621013677.pdf (accessed on May 15, 2021). DOI: 10.15393/j9.art.2021.9642 (In Russ.)
  3. Kibal’nik S. A. Chekhov’s “The Grasshopper” as a Cryptographic Parody of “Madame Bovary”. In: Izvestiya rossiyskoy akademii nauk. Seriya literatury i yazyka [Bulletin of the Russian Academy of Sciences. Studies in Language and Literature], 2012, vol. 71, no. 2, pp. 52–57. (In Russ.)
  4. Kreycha O. “Pay attention…” (Fragments of the Book). In: Chekhoviana. Melikhovskie trudy i dni [Chekhoviana. Works and Days in Melikhovo].Moscow, Nauka Publ., 1995, pp. 133–153. (In Russ.)
  5. Larin S. A. Kriptopoetika russkoy literatury [Cryptopoetics of Russian Literature]. Voronezh, Voronezh State University Publ., 2019. 110 p. (In Russ.) A. P. Chekhov and the Concept of “Degeneration”… 221
  6. Nikolozi R. Vyrozhdenie: literatura i psikhiatriya v russkoy kul’ture kontsa XIX veka [Degeneration: Literature and Psychiatry in Russian Culture of the Late 19th Century]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2019. 509 p. (In Russ.)
  7. Rayfield D. Zhizn’ Antona Chekhova [The Life of Anton Chekhov]. Moscow, KoLibri Publ., Azbuka-Attikus Publ., 2014. 896 p. (In Russ.)
  8. Odesskaya M. M. Ibsen, Strindberg, Chekhov in the Max Nordau’s Concept of Degeneracy. In: Ibsen, Strindberg, Chekhov. Moscow, Russian State University for the Humanities Publ., 2007, pp. 211–226. (In Russ.)
  9. Greenslade W. Degeneration, Culture and the Novel: 1880–1940. Cambridge, Cambridge University Press Publ., 1994. 372 р. (In English)
Год
2021
Том
19
Номер
3
Страницы
206-221
Библиографическое описание
Кубасов А.В. Идея "вырождения" в поэтике и криптопоэтике А.П.Чехова // Проблемы исторической поэтики. 2021. Т. 19. № 3. С. 206-221.
УДК
821.161.1.09“18” 2
DOI
DOI: 10.15393/j9.art.2021.968