Медицинский дискурс в романе Ю.О.Домбровского "Обезьяна приходит за своим черепом"

Аннотация

В статье исследуется поэтика романа Ю. О. Домбровского «Обезьяна приходит за своим черепом» (1943–1959) сквозь призму медицинского дискурса, занимающего видное место в конструкции произведения. Обращение героев романа к медицинскому дискурсу всякий раз указывает на ситуацию коммуникативного сдвига, распада связей между словами и вещами. Тем самым «медикализация» становится одним из симптомов новой парадоксальной реальности оккупированной и послевоенной Европы. Вопреки парадигме Просвещения, врачебный взгляд на мотивы человеческих поступков не открывает истину, а, напротив, уводит от нее. Для творчества Домбровского также важна античная стоическая философия с ее пониманием мудрости как терапии души, полноты самообладания и абсолютной духовной свободы. Каждому из героев рано или поздно приходится оставаться наедине с собственной совестью и нравственными дилеммами, в то время как вспомогательные дискурсивные практики перестают быть эффективным средством социального камуфляжа. Идейной композиции произведения соответствуют специфическая нарративная техника и мотивная структура, для которой характерно использование жанровых приемов детектива и шпи-
онского романа. В целом роман «Обезьяна приходит за своим черепом» предлагает читателю альтернативу «новой прозе», с ее демонстративным отказом от фикциональности, ставкой на документальность, фактографию. Домбровский предпочитает преодолевать «литературность» литературы изнутри господствующих жанровых и эстетических конвенций, синтезируя и трансформируя разнообразные типы дискурсов, включая медицинский.

Abstract. The article explores the poetics of Yu. O. Dombrovsky’s novel The Monkey Comes for its Skull (1943–1959) through the prism of medical discourse, which occupies a prominent place in the structure of the work. Every appeal of the novel’s characters to medical discourse indicates a situation of communicative shift, the breakdown of connections between words and things. Thus,
“medicalization” becomes one of the symptoms of the new paradoxical reality of occupied and post-war Europe. Contrary to the Enlightenment paradigm, a medical view of the motifs of human actions does not reveal the truth, but on the contrary, leads away from it. For Dombrovsky’s work, ancient Stoic philosophy with its understanding of wisdom as therapy of the soul, the completeness of self-control and absolute spiritual freedom is also important. Sooner or later, each of the characters has to remain one-on-one with his own conscience and moral dilemmas, while auxiliary discursive practices cease to be an effective means of social camouflage. The ideological composition of the work corresponds to a specific narrative technique and motif structure, which is characterized by
the use of genre techniques of detective and spy novels. In general, the novel The Monkey Comes for Its Skull offers the reader an alternative to “new prose,” with its demonstrative rejection of fictionality, its accent on documentary, factography. Dombrovsky prefers to overcome the “literariness” of literature from within the prevailing genre and aesthetic conventions, synthesizing and
transforming various types of discourses, including medical ones.

Список литературы
  1. Богданов К. А. Врачи, пациенты, читатели: патографические тексты русской культуры XVIII–XIX веков. М.: ОГИ, 2005. 504 с.
  2. Богданов К. А. «Тлетворный дух» в русской литературе XIX века: (анти)эстетика как мораль // Ароматы и запахи в культуре. М.: Новое литературное обозрение, 2010. Кн. 2. С. 101–133.
  3. Димитров Г. Лейпцигский процесс. Речи, письма и документы. М.: Политиздат, 1984. 510 с.
  4. Жовтис А. Л. Дело No 417 (Ю. О. Домбровский в следственном изоляторе на улице Дзержинского) // Континент. 1999. No 101. С. 263–280.
  5. Краевский Н. Секвестр // Большая медицинская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1934. Т. 30. С. 24–25.
  6. Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература: 1950–1990-е годы: в 2 т. М.: Академия, 2003. Т. 2: 1968–1990. 688 с.
  7. Макарычев А. В. Формы репрезентации стоической философии в романе Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей» // Эволюция и трансформация дискурсов: сб. науч. ст. Самара: Самарский национальный исследовательский университет им. С. П. Королева, 2019. С. 91–98.
  8. Парсонс Т. О социальных системах. М.: Академический проект, 2002. 831 с.
  9. Смирнова А. И. Дилогия Ю. О. Домбровского «Хранитель древностей», «Факультет ненужных вещей»: история создания и поэтика // Вестник ВолГУ. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. 2005. No 4. С. 105–108.
  10. Столяров А. А. Стоя и стоицизм. М.: АО КАМИ ГРУП, 1995. 448 с.
  11. Фуко М. История сексуальности-III. Забота о себе. Киев: Дух и литера; Грунт; М.: Рефл-бук, 1998. Т. 3. 288 с.
  12. Фуко М. Рождение клиники. М.: Академический проект, 2010. 252 с.
  13. Шаламов В. Т. О прозе // Шаламов В. Т. Собр. соч.: в 6 т. + т. 7, доп. М.: Книжный клуб Книговек, 2013. Т. 5. С. 144–157.
  14. Шенфельд И. Круги жизни и творчества Юрия Домбровского // Грани. 1979. No 111/112. С. 351–377.
  15. Шкловский В. Б. О теории прозы. М.: Федерация, 1929. 267 с. Medical Discourse in the Novel by Yu. O. Dombrovsky... 315
  16. Щеглов Ю. К. К описанию структуры детективной новеллы // Жолковский А. К., Щеглов Ю. К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты–Тема–Приемы–Текст. М.: Прогресс, 1996. С. 95–112.
  17. Эко У. Открытое произведение. Форма и неопределенность в современной поэтике. М.: АСТ; CORPUS, 2018. 512 с.
  18. Doyle P. Iurii Dombrovskii: Freedom under Totalitarianism. Amsterdam: Harwood academic publishers, 2000. 227 p.
  19. Englert W. Stoics and Epicureans on the Nature of Suicide // Proceedings of the Boston Area Colloquium of Ancient Philosophy. 1994. Vol. 10. Issue 1. P. 67–98.
  20. Nussbaum M. The Therapy of Desire: Theory and Practice in Hellenistic Ethics. Princeton; Oxford: Princeton University Press, 2013. 584 p.
  21.  Setaioli A. Ethics I: Philosophy as Therapy, Self-Transformation, and “Lebensform” // Brill’s Companion to Seneca Philosopher and Dramatist. Leiden; Boston: BRILL, 2014. P. 239–256.
  22. Woodward J. B. A Russian Stoic? A Note on the Religious Faith of Jurij Dombrovskij // Scando-Slavica. 1992. Vol. 38. No. 1. P. 33–45

References

  1.  Bogdanov K. A. Vrachi, patsienty, chitateli: patograficheskie teksty russkoy kul’tury XVIII–XIX vekov [Doctors, Patients, Readers: Pathographic Texts of Russian Culture of the 18th–19th Centuries]. Moscow, OGI Publ., 2005. 504 p.(In Russ.)
  2. Bogdanov K. A. “The Harmful Spirit” in the Russian Literature of the 19th Century: (Anti)aesthetics as Morality. In: Aromaty i zapakhi v kul’ture [Flavors and Odors in the Culture]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2010, book 2, pp. 101–133. (In Russ.)
  3. Dimitrov G. Leyptsigskiy protsess. Rechi, pis’ma i dokumenty [Leipzig Process. Speeches, Letters and Documents]. Moscow, Politizdat Publ., 1984. 510 p. (In Russ.)
  4. Zhovtis A. L. Case no. 417 (Yu. O. Dombrovsky in Remand Prison in Dzerzhinsky Street. In: Kontinent [Continent], 1999, no. 101, pp. 263–280. (In Russ.)
  5. Kraevskiy N. Sequester. In: Bol’shaya meditsinskaya entsiklopediya [Great Medical Encyclopedia]. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya Publ., 1934, vol. 30, pp. 24–25. (In Russ.)
  6. Leyderman N. L., Lipovetskiy M. N. Sovremennaya russkaya literatura: 1950–1990-e gody: v 2 tomakh [Contemporary Russian Literature: 1950–1990s: in 2 Vols]. Moscow, Akademiya Publ., 2003, vol. 2: 1968–1990. 688 p. (In Russ.)
  7. Makarychev A. V. The Forms of Representation of Stoicism in Yu. Dombrovsky’s Novel “The Faculty of Useless Knowledge”. In: Evolyutsiya i transformatsiya diskursov [Evolution and Transformation of Discourses]. Samara, Samara National Research University Publ., 2019, pp. 91–98. (In Russ.)
  8. Parsons T. O sotsial’nykh sistemakh [On Social Systems]. Moscow, Akademicheskiy proekt Publ., 2002, 831 p. (In Russ.)
  9. Smirnova A. I. Ju. O. Dombrovsky’s Dilogy “The Keeper of Antiquities”, “The Faculty of Useless Things”: Creation and Poetics. In: Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 8: Literaturovedenie. Zhurnalistika [Science Journal of VolSU. Literary Criticism. Journalism], 2005, no. 4, pp. 105–108. (In Russ.)
  10. Stolyarov A. A. Stoya i stoitsizm [Stoa and Stoicism]. Moscow, KAMI GRUP Publ., 1995. 448 p. (In Russ.)
  11. Foucault M. Istoriya seksual’nosti. Zabota o sebe [The History of Sexuality. The Care of the Self]. Kiev, Dukh i litera Publ., Grunt Publ., Moscow, Reflbuk Publ., 1998, vol. 3. 288 p. (In Russ.)
  12. Foucault M. Rozhdenie kliniki [The Birth of the Clinic]. Moscow, Akademicheskiy proekt Publ., 2010. 252 p. (In Russ.)
  13. Shalamov V. T. On Prose. In: Shalamov V. T. Sobranie sochineniy v 6 tomakh + tom 7, dopolnitel’nyy [Shalamov V. T. Collected Works: in 6 Vols + Vol. 7, Additional]. Moscow, Knizhnyy klub Knigovek Publ., 2013, vol. 5, pp. 144–157. (In Russ.)
  14. Shenfel’d I. The Circles of Life and Works of Yuri Dombrovsky. In: Grani, 1979, no. 111/112, pp. 351–377. (In Russ.)
  15. Shklovskiy V. B. O teorii prozy [On the Theory of Prose]. Moscow, Federatsiya Publ., 1929. 267 p. (In Russ.)
  16. Shcheglov Yu. K. Towards a Description of Detective Novel Structure. In: Zholkovskiy A. K., Shcheglov Yu. K. Raboty po poetike vyrazitel’nosti: Invarianty–Tema–Priemy–Tekst [Zholkovsky A. K., Shcheglov Yu. K. Studies in a Poetics of Expressiveness: Invariants — Theme — Device — Text]. Moscow, Progress Publ., 1996, pp. 95–112. (In Russ.)
  17. Eko U. Otkrytoe proizvedenie. Forma i neopredelennost’ v sovremennoy poetike [Open Work: Form and Uncertainty in Modern Poetics]. Moscow, AST Publ., CORPUS Publ., 2018. 512 p. (In Russ.)
  18. Doyle P. Iurii Dombrovskii: Freedom under Totalitarianism. Amsterdam, Harwood academic publishers Publ., 2000. 227 p. (In English)
  19. Englert W. Stoics and Epicureans on the Nature of Suicide. In: Proceedings of the Boston Area Colloquium of Ancient Philosophy, 1994, vol. 10, issue 1, pp. 67–98. (In English)
  20. Nussbaum M. The Therapy of Desire: Theory and Practice in Hellenistic Ethics. Princeton, Oxford, Princeton University Press Publ., 2013. 584 p. (In English)
  21. Setaioli A. Ethics I: Philosophy as Therapy, Self-Transformation, and “Lebensform”. In: Brill’s Companion to Seneca Philosopher and Dramatist. Leiden, Boston, BRILL Publ., 2014, pp. 239–256. (In English)
  22. Woodward J. B. A Russian Stoic? A Note on the Religious Faith of Jurij Dombrovskij. In: Scando-Slavica, 1992, vol. 38, no. 1, pp. 33–45. (In English)
Год
2021
Библиографическое описание

Кравчук И. А. Медицинский дискурс в романе Ю. О. Домбровского «Обезьяна приходит за своим черепом» // Проблемы
исторической поэтики. 2021. Т. 19. No 3. С. 296–317. DOI: 10.15393/j9. art.2021.10003

УДК
821.161.1.09“19”
DOI
10.15393/j9.art.2021.10003